Новости  Акты  Бланки  Договор  Документы  Правила сайта  Контакты
 Топ 10 сегодня Топ 10 сегодня 
  
11.10.2015

Цель толкования права

Категория: Описание: Толкование права имеет место в тех случаях, когда в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности возникают различные юридические ситуации, требующие уяснения и разъяснения точного смысла и содержания предписаний правовых норм. Дата добавления: 2014-06-21 Размер файла: 799. Чтобы скачать работу - поделитесь ею в социальных сетях Толкование права. Красноярске Юридический факультет Специальность: Юриспруденция - 030501. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА 5 1. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА 15 2. Зачастую можно все объяснить, но не все можно понять. Например, для того, чтобы реализовать правовые нормы, провести в жизнь юридические законы, их нужно понимать. Следовательно, правовые установления должны быть доступными как по содержанию, так и по направленности любому гражданину и приниматься им однозначно. Толкование есть опосредованное познание, достигаемое с помощью логических приемов, которое позволяет получить сведения, отражающие смысл содержание норм права. Эти знания, полученные в процессе мыслительной деятельности, дают возможность глубже изучить связи общественной жизни, опосредованные нормами права. Толкование права имеет место в тех случаях, когда в ходе законотворческой и правоприменительной деятельности возникают различные юридические ситуации, требующие уяснения и разъяснения точного смысла и содержания предписаний правовых норм. Особое значение имеет толкование норм права в правоприменительной деятельности, поскольку она осуществляется полномочными органами государственной власти. Процесс толкования является необходимой предпосылкой, предварительной стадией реализации правовых норм. Толкование необходимо для установления точного смысла и сферы действия юридических норм смыслаопределения их места в общей системе правового регулирования. Поэтому задачей и целью толкования норм права является правильное, точное и единообразное понимание и применение закона, выявление его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. « Выяснение духа закона, намерений и целей, имевшихся в виду законодателем, – вот истинная цель и основная задача всякого толкования »– пишет Необходимость ясного и четкого представления о содержании действующих юридических норм возникает не только в сфере применения права, но и при других формах реализации права. Проблема толкования права содержится в трудах таких авторов, как Объект исследования: процесс толкования права. Предмет исследования: особенности различных видов толкования. Цель курсовой работы: теоретическое исследование толкования норм права. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:. Теоретической основой написания работы явились труды вышеназванных авторов, учебно-методическая литература по теме курсовой работы. Структурно работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка литературы. Следовательно, в каждом конкретном случае реализации норм права нужно выяснить, относится ли данный случай к тому виду отношений, который законодатель предусмотрел в правовой норме, или. Во-вторых, встречающиеся иногда в правоприменительной практике недостатки законодательной техники порождают юридические коллизии, что также способствует возникновению необходимости в толковании правовых норм. Необходимость толкования норм права схематически показана на рис. Толкование позволяет уяснить смысл нормативного предписания, его социальную направленность, место в системе правового регулирования. Толкование призвано обеспечивать полную и всестороннюю реализацию норм права всеми субъектами правоприменительной деятельности. Тем самым толкование содействует единообразному пониманию и применению норм права на всей территории их действия, обеспечивает законность и стабильный правопорядок во всех сферах общественной жизни. Проблема толкования норм права выходит за рамки реализации права. Толкование имеет самостоятельное значение, но в ходе правотворчества возрастает значение толкования. Без толкования права нельзя создать ни новых норм права, ни систематизировать имеющийся нормативный материал. Разработка новых юридических предписаний также невозможна без толкования, так как в развитой системе законодательства большинство вновь создаваемых юридических норм связано с уже существующими законодательными положениями. Значение толкования права показано на схеме рис. Предметом толкования является историческая воля законодателя, выраженная в законе во избежание толкования, которое может привести к изменению содержания самого нормативного акта. Задача толкования состоит в выяснении того смысла нормы, который сформулировал законодатель. Цель толкования состоит в правильном, точном и единообразном понимании и применении закона, в выявлении его сути, выраженной в словесной формулировке. Тем самым толкование призвано противодействовать попыткам отойти от смысла правовых норм, противопоставить « букву » и « дух » закона. Основной идеей толкования является идея охраны и всемерного укрепления законности. В своей интерпретационной деятельности органы государственной власти, должностные лица должны исходить из принципа конституционной законности, который закреплен в ч. Принцип законности в деятельности органов государственной власти, должностных лиц способствует охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению правопорядка. Поскольку речь идет о законодательстве федеративного государства, то при толковании коллизионных норм, регулирующих вертикальные связи, действует принцип единства политического и правового пространства. Если есть противоречия между федеральными законами и законами субъектов в составе Федерации, то применяются нормы федерального закона. Так, Конституционный Суд Российской Федерации при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Устава Основного закона Алтайского края установил, что ряд статей Устава Алтайского края не соответствуют Конституции Российской Федерации. Функции толкования раскрывают значение, социально-полезный результат, который достигается с помощью приемов и способов толкования. Принято выделять следующие функции толкования: познавательную, регламентирующую, правообеспечительную, конкретизационную и др. Толкование не вносит и не может вносить поправок и дополнений в действующее законодательство. Оно лишь призвано объяснять и уточнять то, что сформулировано в законе. Законы не должны изменяться и приспосабливаться к новым условиям в процессе толкования и применения, для этого существует правотворчество. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе воля законодателя. Толкование не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании, где необходимо издание новых нормативных актов. Верховенство закона при толковании проявляется в точном соответствии иных актов закону. Особую роль при толковании норм права имеет специальная юридическая подготовка. Толкование права проявляется в двух основных аспектах: уяснение для себяразъяснение для другиха также интерпретация выявление смысла нормы на основе анализа соотношения « буквы » и « духа » закона, т. Рисунок 3 – Толкование норм права Уяснение характеризует гносеологическую природу толкования, направленного на познание права. Оно выступает как мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, интерпретирующего норму права. Уяснение правовых норм имеет место во всех случаях, когда субъекты права раскрывают содержание юридических норм « для себя » с целью их реализации, т. Уяснение и разъяснение – это две диалектически взаимосвязанные стороны единого процесса толкования интерпретациив котором используются различные способы и приемы познания и объяснения юридических норм. Интерпретатор, прежде чем разъяснять содержание правовой нормы другим, должен уяснить ее смысл для. Это нужно для того, чтобы содержание нормативно-правового акта было понятно другим субъектам реализации права. Правоприменитель должен четко представить себе, какое правовое содержание было вложено законодателем в юридические термины, а также языковую и логическую конструкцию конкретной правовой нормы. Кроме того, необходимо установить место данной юридической нормы в системе права и, в ряде случаев, исторические, экономические и политические причины издания данной правовой нормы. Такой анализ нормативного предписания закона связан: - во-первых, с тем, что термины, формулировки и словосочетания, используемые в нормативных предписаниях, не всегда абсолютно четкие, ясные и однозначные ; - во-вторых, с тем, что правоприменителю приходится мысленно прилагать более или менее абстрактную норму к обстоятельствам конкретного случая, которые могут быть индивидуальны и неповторимы. Уяснение смысла правовой нормы происходит путем ее сопоставления с иными нормами права, выявления ее юридической силы, сферы действия, принадлежности к определенной отрасли, институту права. Разъяснение норм права имеет место в тех случаях, когда оно дается субъектом, который сам не является участником данного правоотношения, в рамках которого разъясняются права и обязанности сторон, с целью объяснения изложения воли законодателя, выраженной в нормативно-правовых актах. Например, законодательные органы дают разъяснения по некоторым правовым нормам, подлежащим применению ; судебные органы – по делам, находящимся в их производстве. Оно содержится в специальном акте, является обязательным имеет юридические последствия. Среди актов официального нормативного толкования выделяются акты конституционного толкования. Во многих государствах его дает конституционный суд. Согласно Конституции России, Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они уполномочены на толкование законов. В связи с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем за соблюдением законодательства, толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы. При этом, среди официального толкования по объему выделяются: нормативное общее и казуальное индивидуальное. Нормативное толкование распространяется на всех лиц, на все случаи, предусмотренные толкуемой правовой нормой. Нормативным данное толкование является в силу того, что носит общий характер, является обязательным при рассмотрении всех дел, которые разрешаются на основе истолкованной нормы. Нормативность такого толкования выражается также в специальных актах толкования интерпретационных актах. Эти акты не являются источниками права, но являются основой для понимания и применения норм права например, постановления пленумов высших судов. Кроме высших судебных инстанций официальное толкование могут осуществлять исполнительные органы в пределах своей компетенции Президент, Правительство и др. Например, различные министерства и ведомства принимают акты разъяснительного характера указания, информационные письма и т. В правоохранительной сфере большую роль играют разъяснения инструктивные и директивные письма, приказы инструкции таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший Арбитражный Суд, прокуратура, органы внутренних дел. Большинство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутренних дел правил дорожного движения. Субъекты Федерации также имеют право официального толкования актов на своей территории. Нормативное толкование в свою очередь делится на аутентичное дается тем же органом, который издал нормативно-правовой актлегальное даваемое специально уполномоченным органом. При аутентичном толковании специального полномочия на толкование не надо в отличие от легального толкования. При легальном толковании акт-разъяснение имеет силу в том случае, если определенный орган наделен специальной компетенцией. Это происходит тогда, когда вышестоящий орган государственной власти обычно законодательный орган закрепляет в издаваемых им правовых нормах принципиальные положения, одновременно возлагая обязанность на другие органы государственной власти разработать правовые нормы, конкретизирующие эти общие положения. Например, официальное толкование норм права по отношению к конкретным юридическим фактам дают органы судебной власти, разъясняя права и обязанности субъектов правоотношений. Также официальное толкование дают административные органы, когда они в рамках своей компетенции, применяя или исполняя нормы права, выступают одновременно в качестве органа, дающего обязательное толкование норм права по тем правоотношениям, которые возникают между ними и другими субъектами права. Казуальное толкование - это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела в процессе правоприменения. Казуальное толкование осуществляется судебными и административными органами государственной власти применительно к данному случаю казусу. Оно имеет нормативное значение и относится только к данному конкретному казусу. Примером официального казуального толкования норм права может служить любое судебное решение или приговор, в котором устанавливаются права и обязанности сторон. Казуальным толкованием норм права являются также акты административных органов по применению или исполнению норм права. Особенность административного толкования состоит в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, так как содержит указания нижестоящим либо подконтрольным органам по поводу решения тех или иных дел и распространяется и на другие случаи, например, на аналогичные дела, рассматриваемые нижестоящими судебными инстанциями правоприменительное толкование. В этом случае эти акты приобретают значение прецедентов судебного толкования, которые не являются прецедентами в собственном смысле слова, так как формально их не обязательно применять к сходным случаям. Неофициальное толкование - это толкование нормативных актов субъектами, которые не имеют на это официального права. Субъектами неофициального толкования могут являться любые субъекты, не осуществляющие официальных полномочий: граждане, общественные организации, научные учреждения и т. Неофициальное толкование может влиять на практику реализации норм права, если своей обоснованностью способствует уяснению их содержания, но не имеет юридического значения. Значение такого толкования зависит от авторитета толкователя ученого, адвоката, нотариуса, следователя и др. Неофициальное толкование по видам делится в целом на: - доктринальное научное – дается учеными, представителями науки ; - профессиональное дается юристами-профессионалами – судьями, прокурорами, следователями, адвокатами, лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающими действующее законодательство и практику его применения ; - обыденное дается любыми гражданами. Особое место в неофициальном толковании занимает так называемое доктринальное научно-теоретическое толкование, исходящее от научных работников и опирающееся на научные теории например, в комментариях к законам. Доктринальное толкование обычно дается в монографиях, статьях, комментариях к кодексам и т. Научное разъяснение содержания правовых норм содействует глубокому и всестороннему пониманию смысла закона, повышает уровень правосознания и правовой культуры граждан, обеспечивает правильную реализацию предписаний закона. Научно-теоретические рекомендации помогают органам государственной власти совершенствовать законотворческую и правоприменительную деятельность, приводить ее в соответствие с объективными закономерностями общественного развития. Обыденное толкование - это разъяснение юридического смысла другим гражданам. Субъектами обыденного толкования обычно являются граждане, не имеющие юридического образования. Обыденное толкование проявляется в публикациях и выступлениях граждан на правовые темы. Профессиональное толкование осуществляют члены коллегий адвокатов и юрисконсульты, для которых разъяснение норм права представляет собой профессиональную обязанность. Таким образом, толкование права можно охарактеризовать как особую юридическую деятельность, осуществляемую субъектами права с целью единообразного понимания и применения предписаний правовых норм. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВА 2. Такое уяснение достигается различными способами. Способы толкования права – это система средств, правил и специальных приемов, направленных на уяснение смысла нормы права, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для конкретной ситуации. Обычно толкование норм права начинается с уяснения их содержания на основе анализа текста закона с применением правил грамматики. Для правильного толкования смысла и содержания правовых норм необходимо тщательное знакомство с языком законодателя. Этот язык может значительно отличаться от нашего современного языка, в нем могут встречаться характерные грамматические ошибки. Грамматический способ толкования норм права основан на знании языка, на котором сформулированы юридические нормы, на использовании правил словоупотребления, морфологии и синтаксиса. Суть грамматического толкования заключается в уяснении лексического значения отдельных правовых терминов и словосочетаний, а также синтаксический анализ словосочетаний и предложений. Главная задача данного способа толкования - точно истолковать значение слов. При таком толковании необходимо выяснить, в каких словах, предложениях сформулированы гипотеза, диспозиция и санкция правовой нормы. Словам и выражениям необходимо придавать то значение, которое они имеют в литературном языке золотое правило толкования. Если законодатель с помощью определения, данного в законе легальной дефиниции определил значение термина, то в этом значении термин и должен употребляться. Значение одного термина нельзя произвольно распространять на другие термины. Если в законе не определено значение термина, то следует ему придавать смысл, употребляемый в юридической науке и практике. Нельзя придавать разным терминам одинаковое значение и трактовать отдельные слова нормы как лишние. Осуществляется полный грамматический анализ текста нормы, начиная с отдельных слов, их значений, грамматических форм, связей между ними и заканчивая предложениями, для чего уясняется их грамматическая и смысловая структура. Специальное внимание при этом уделяется выяснению значений отдельных терминов, когда важно установить их действительный смысл. В теории права сформулированы правила грамматического толкования юридических норм, которые позволяют уяснить значение отдельных юридических слов и терминов, предложений и всей правовой нормы в целом. Главное заключается в том, чтобы понять тот смысл и значение слова, термина, какой вложил в них законодатель. При определении смысла предложений важную роль играют знаки препинания, союзы, вводные слова и т. На практике правила толкования часто используются интуитивно, однако их нарушение может привести к ошибочному толкованию, а значит, и к неправильному применению нормы права. Союз « и » в середине фразы вносит в данном случае необходимую определенность в том, что иные убытки взыскиваются наряду с основными. В законодательных актах часто используются термины, имеющие общепринятое значение. Однако некоторым из них в законе придается особый смысл. Например, такие понятия, как «должностное лицо »«преступление »«вина »«потерпевший »«доказательство » и т. Разъяснение таких терминов нередко дается в самих законодательных актах. Если законодатель непосредственно в законе дал определение толкуемого термина, то именно в этом значении его и нужно употреблять. А если же значение термина не ясно и не определено в законе, то ему надо придать смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике. Следовательно, применяя правовые нормы, важно установить действительный смысл юридических терминов, непосредственно заложенный самим законодателем. В противном случае это может привести к неправильному решению конкретного юридического дела. Систематическое толкование состоит в уяснении смысла нормы путем ее сопоставления с другими нормами и установлении связей между. Это толкование осуществляется с помощью анализа системных связей юридической нормы с другими нормами, путем выявления места и роли конкретной нормы права в системе права. Любая норма права является составной частью системы права и действует в связи с другими нормами. Поэтому, чтобы уяснить действительное содержание определенной нормы права, необходимо установить ее логическую связь с другими нормами, например, необходимо правильное установление отсылочных связей между общими и конкретными нормами. Это позволяет толковать правовую норму без изменения ее внутреннего содержания, дополнять предписание исследуемой нормы, уточнять ее, ликвидировать возможность возникновения пробелов в процессе применения нормы права. Установление систематических связей между нормами позволяет правильно определить сферы их применения, что является необходимым условием квалификации юридических фактов. Выяснение систематических связей необходимо и для установления изъятий из общего правила. В ходе систематического толкования определяется место нормы в системе права, в отрасли и в институте права. Далее устанавливаются нормы, логически связанные с толкуемыми, что и позволяет уточнять смысл толкуемой нормы права. При систематическом толковании учитываются функциональные связи между нормами права связь толкуемой нормы и нормы, раскрывающей ее смысл, связь общих и специальных норм, связь отсылочных статей, связь близких по содержанию одновидовых норм. Систематическое толкование является необходимым условием правильной квалификации юридических дел. Без систематического способа толкования невозможно уяснить содержание большинства норм Особенной части какого-либо кодекса вне связи с содержанием норм Общей части. Но в этой статье ничего не говорится о том, в чем эти правила заключаются. Таких правил много, они содержатся в законах иных нормативных актах, их нельзя не учитывать при толковании ст. Систематическое толкование способствует, с одной стороны, выявлению юридических коллизий, а с другой - применению аналогии закона, если это необходимо. Следовательно, систематическое толкование предполагает выявление всех других правовых норм, которые так или иначе могут повлиять на понимание содержания конкретной нормы права. Историко-политическое толкование норм права представляет собой уяснение их целей и задач на основе анализа исторической обстановки, в которых они были приняты. Историко-политическое толкование помогает выявить нормы, формально не отмененные, но фактически утратившие свое значение в связи с изменением условий и фактов, на которые была рассчитана норма. Историческое толкование также предполагает уяснение смысла нормы путем сопоставления толкуемого закона с первоначальным его проектом, с отмененными актами по тому же вопросу, ознакомление с материалами обсуждения и принятия толкуемого акта. Историко-политический способ толкования состоит в уяснении тех целей и задач, которые решает государство путем установления определенных нормативных предписаний. Оно позволяет преодолевать чисто формальное применение закона, без учета тех целей, которые были сформулированы в законодательстве. Применение права не только формализованный процесс с разделением на стадии, но и политико-юридический акт, выражающий отношение общества и государства к фактическим отношениям, которые приобретают статус правоотношений. Исторический способ толкования предполагает изучение источников права источников правотворческого процесса, которые имеют прямое отношение к правотворческому процессу проекты нормативных актов, протоколы их обсуждения, доклады и др. Практическое значение при историческом толковании имеет историко-сравнительный метод. Сравнение норм права внутринационального и международного законодательства важно как в начале правотворческого процесса, так и в последующей практике систематизации права. Историко-сравнительный анализ позволяет сформулировать и ведущие направления, цели и задачи правотворческого и правоприменительного процессов. Юридический способ толкования правовых норм представляет собой особый способ уяснения смыслового содержания правовых норм. Он основан на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Юридический анализ предполагает применение юридического инструментария, т. Во многих случаях только с помощью специальных юридических знаний возможно раскрытие точного смысла и содержания правовых норм и тем самым обеспечение правильного применения закона. С этой точки зрения юридическое толкование занимает центральное место среди других способов толкования. Юридическое толкование включает в себя не только понятийное толкование правовых норм и установление связей между понятиями, но и определение принадлежности норм к отраслям институтам права, конструктивное и нормативное толкование. Юридическое толкование, основанное на юридико-технических средствах и приемах, прежде всего « касается толкования специальных терминов « траст »« комитент »« акцепт » и др. Однако этот способ толкования не сводится только к уяснению специальных терминов тогда он отожествлялся бы с грамматическим толкованием. Интерпретатор должен обладать специальными научно-теоретическими познаниями, используя значение таких, например, категорий, как « тип правового регулирования »« правовой режим »« юридическая конструкция » и др. Данный способ толкования позволяет формализовать системные отношения между отраслями, институтами и отдельными нормами права, выработать определенные стандарты применения норм права, на основе типичных приемов раскрытия содержания юридических терминов. Логический способ толкования состоит в использовании законов и правил логики для понимания действительного смысла правовой нормы. При логическом способе толкования юридических норм анализируются не термины и словосочетания, а правовые понятия, которые они отражают. При этом используются правила формальной и диалектической логики для уяснения смысла и содержания правовой нормы путем установления логических связей и соотношения ее частей гипотеза, диспозиция, санкцият. В результате такого толкования общее, абстрактное содержание правовой нормы приобретает конкретный характер. Примером логического толкования служит формулирование правовой нормы, элементы которой могут находиться в других статьях нормативно-правового акта, а то и в разных нормативно-правовых актах. Наказывается не само убийство, а лицо, совершившее. Субъект данного состава преступления определен в Общей части Уголовного кодекса РФ. Дело в том, что не всегда внутренняя структура норм права совпадает с ее внешней формой, выраженной в статье нормативного акта. Функциональный способ толкования основан на факторах и условиях реализации права. Функциональный способ зависит от применяемых подходов статика или динамика толкования. Большое значение данный способ приобретает в периоды становления систем права, приспособления права к новым условиям жизни. Он заключается в применении различных оценочных терминов и суждений добросовестный выгодоприобретатель, сделка, противная основам правопорядка и нравственности, корыстные, низменные цели, уважительные и неуважительные причины, мнимые сделки, фиктивный брак, нравственные качества опекуна или попечителя, существенный вред, крупный и незначительный ущерб, преступление определенной степени тяжести и др. Оценочные термины широко распространены в отраслевом законодательстве, их понимание в целом раскрывается в общих частях кодексов, в отдельных нормах. Эти термины не могут быть использованы в отрыве от фактических ситуаций, очерченных гипотезами правовых норм. Учитываются в первую очередь легальные дефиниции и лишь при их неполноте используются соотносимые термины, применительно к конкретным ситуациям. Безусловно, значение подобных терминов и суждений с течением времени может изменяться как в практике правоприменения, так и в законодательстве. Задача толкования правильно применить стандарт как основание оценки юридического факта. Большая роль здесь принадлежит юридической практике, актам толкования и руководящим разъяснениям высших судебных инстанций. Телеологический способ толкования означает толкование с помощью установления целей принятия нормативно-правового акта. Обычно эти цели формулируются в преамбулах, общих частях кодексов и в общих положениях законов. Кроме того, данные цели прослеживаются по результатам законодательной работы пояснительные записки, доклады по законопроекту и др. Такое толкование основано на приоритетных задачах правового урегулирования конкретных ситуаций, нацеленное на определенный результат, например, на защиту прав человека и гражданина. Указанные приемы способы толкования юридических норм тесно связаны между. На практике для уяснения содержания нормы права не всегда требуется использование их всех в одинаковой степени. Иногда правоприменитель ограничивается лишь грамматическим толкованием. Однако в ряде случаев какой-то один способ толкования закона не позволяет правильно уяснить его содержание. При этом следует использовать все указанные приемы толкования. Только их совместное применение способствует точному и правильному пониманию смысла правовой нормы. Основной целью толкования при этом является раскрытие содержания правовой нормы применительно к конкретной ситуации, связанной с квалификацией юридических фактов. Результаты толкования выражаются в юридических оценках интерпретационных нормах. Интерпретационные акты являются результатом толкования органов, имеющих право на официальное толкование. Результат толкования характеризуется не только по содержанию, но и по объему, который определяется его соотношением с текстом нормы. Толкование по объему подразделяющееся на три вида рис. Рисунок 5 – Толкование норм права по объему Буквальное толкование означает толкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста нормативно-правового акта. Действительное содержание нормы права, установленное в результате толкования, соответствует результату, полученному на основе простого прочтения текста нормативного акта буква закона и дух закона смысл полностью совпадают. Такое толкование можно назвать адекватным, так как оно не порождает споров и разногласий. Однако в юридической практике встречаются случаи, когда буквальное понимание тех или иных терминов, включенных в текст закона, может привести к более широкому или, наоборот, более узкому истолкованию нормы права, чем то содержание, которое имел в виду законодатель. Поэтому орган государственной власти, дающий толкование нормы права, установив в тех или иных случаях несоответствие между текстуальной формой выражения правовой нормы и ее истинным содержанием, прибегает к ее ограничительному или расширительному толкованию. Ограничительное толкование - это толкование, при котором действительное содержание нормы права несколько уже ее текстуального выражения, так как по смыслу правового предписания видно, что законодатель стремился ограничить действие правовой нормы более узкими рамками. Например, по общему правилу уголовная ответственность наступает с 16 лет, однако норма, предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, имеет в виду, что субъектом данного преступления может быть только взрослое лицо, а не 16-летний подросток. Распространительное расширительное толкование означает, что действительное содержание нормы права шире ее текстуального выражения, т. Норма права при этом толкуется несколько шире ее текста. Например, нормы гражданского права, предусматривающие ответственность за утрату вещи, не могут толковаться буквально. Понятие утраты трактуется расширительно: под утратой вещи понимают все случаи прекращения ее существования. Когда в тексте нормативно-правового акта использованы такие обороты, как «другие »«прочие »«иные »«и так далее »то это предполагает расширительное толкование текста закона. Расширительное и ограничительное толкование являются исключением из общего правила толкования, при котором смысл закона и текст закона полностью совпадают. Ограничительное или распространительное толкование возможно лишь в случаях обнаружения несоответствия между предполагаемым содержанием нормы права и ее текстом. В остальных случаях подобное толкование является отступлением от принципа и режима законности. Например, при расширительном толковании смысл нормы в целом исходит из ее текста, т. Этим отличается толкование от аналогии закона, когда делается отсылка к другой норме. Аналогия необходима в силу того, что юридические факты не охватываются ни текстом, ни смыслом нормы права. Ограничительное и распространительное толкование норм права связано в целом с системностью права, когда смысл толкуемой нормы раскрывается на основе содержания других норм права. Например, ограничительное толкование может быть основано на наличии специальной нормы права, которая применяется в случае конкуренции с общей нормой специальная норма ограничивает сферу действия общей нормы. Распространительно толкуются незавершенные положения норм, связанные с аналогичными условиями, обстоятельствами или с определенными предполагаемыми категориями субъектов например, перечень законных представителей лица, перечень условий, сопутствующих заключению договора и т. Нельзя расширительно толковать завершенные нормой права перечни или, наоборот, ограничительно толковать незавершенные перечни. Нельзя ограничительно или расширительно толковать легальные дефиниции. Во всех случаях подобного толкования задача субъекта толкования состоит в правильном раскрытии содержания нормативно-правового акта с учетом, прежде всего, воли законодателя, выраженной в тексте нормы права. В ряде случаев законодатель, чтобы не допустить неправильного применения правовых норм, указывает, какие нормы могут быть разъяснены расширительно, а какие - ограничительно. С этой целью в одних случаях законодатель дает исчерпывающий перечень квалифицирующих обстоятельств, а в других - предусматривает возможность расширительного толкования, предоставляя это право суду. Следует отметить, что указанные способы используются в комплексе, и всегда дополняют и обуславливают друг друга. Они дают положительные результаты лишь в совокупности, в своем взаимном проникновении. В процессе толкования норм права практическое значение имеют акты толкования интерпретационные акты. Акт толкования права - это правовой акт, содержащий разъяснение смысла юридических норм рис. Это не нормативные предписания, так как они не имеют самостоятельного значения и действуют на основе толкуемых норм права. Так как субъекты толкования не являются субъектами правотворчества, « предписания общего характера, содержащиеся в интерпретационных актах, следует считать не нормами права, а правоположениями. В отличие от норм они не имеют юридической силы, но имеют юридическое значение. Последнее проявляется в том, что правоприменительные органы нижестоящие суды должны при решении конкретных вопросов учитывать содержание правоположений. Однако при этом они не могут составлять основу правоприменительных решений ». Рисунок 6 – Акт толкования права: виды и особенности 11 Виды актов толкования различаются в зависимости от: - типов официального толкования акты нормативного и казуального толкования ; - юридической природы интерпретационные акты правотворческих и правоприменительных органов ; - конкретных органов, осуществляющих толкование, акты суда, прокуратуры, администрации и др. Самостоятельное значение, прежде всего, имеют интерпретационные акты правотворчества интерпретационные акты правоприменения. Акты толкования не подменяют собой акты правотворчества и правоприменения, они имеют дополнительное субсидиарное значение к названным нормативно-правовым индивидуальным актам. Таким образом, толкование как юридическая деятельность служит задачам обеспечения законности и повышение эффективности правового регулирования. В современных условиях его актуальность значительно выросла, и объясняется тем, что в последние годы законодательство значительно обновилось, в нем появились новые нормы и целые области. Правотворчество теперь осуществляется на других принципах, применяются новые юридические сроки и конструкции, совсем другой тип регулирования. Поэтому толкование как инструмент познания, реализации и совершенствования права играет важнейшую роль. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, в настоящей работе были рассмотрены теоретические аспекты, связанные с понятием « толкование права ». Толкование интерпретация права - интеллектуальный процесс, направленный, во-первых, на выявление смысла норм права самим интерпретатором уяснение и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц разъяснение. Объектом толкования являются законы и подзаконные акты. Предметом толкования является историческая воля законодателя нормодателявыраженная в законе в нормативном акте. Толкование подразделяется на виды, прежде всего, в зависимости от того, идет ли речь об уяснении нормативных актов или об их разъяснении. Уяснение актов достигается рядом способов. Способы толкования - это относительно обособленные совокупности приемов анализа правовых актов. Выделяют различные подходы к толкованию права: грамматический исследование смысла слов, понятий ; логический изучение смысла понятий и суждений при помощи законов формальной логики ; системный уяснение места конкретной нормы в системе других правовых норм ; исторический обращение к прошлым примерам ; политический определение социально-классовых интересов и позиций и др. Результаты использования всех способов обусловливают объем толкования. По объему толкование подразделяется на три вида: адекватное, ограничительное и расширительное. Как правило, имеет место адекватное толкование. Ограничительное и расширительное допускаются всегда при одном непременном условии - несовпадении действительного настоящего, подлинного смысла нормы с буквальным. Норма истолковывается шире или уже буквального ее смысла, но обязательно в соответствии с тем, что найдено в итоге уяснения истинного содержания нормы. Определяющим моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект - лицо или орган, дающий это разъяснение. Выделяют: - официальное толкование - дается или тем органом, который издал данный акт и тогда оно носит название аутентичногоили же органами, на которые возложена обязанность толковать законы или другие нормативные акты легальное толкование. Акты официального толкования обязательны для правоприменителей ; - неофициальное толкование не является юридически обязательным. Сила его только в глубине анализа, в убедительности и обоснованности. Соответственно выделяют обыденное толкование, даваемое гражданами ; компетентное, которое дается сведущими в праве людьми специалистами ; доктринальное, исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в этом направлении. В зависимости от сферы действия актов разъяснения правовых норм проводится деление толкования на нормативное и казуальное. Нормативное толкование изначально предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т. Казуальное толкование, напротив, вызвано вполне определенным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела. В результате толкования не создается норма права, а лишь выявляется, устанавливается выраженная в законе государственная воля. Оно не должно подменять правотворчество там, где имеются пробелы в правовом регулировании и где необходимо издание новых нормативных актов. Законность обеспечивает верховенство закона над всеми другими нормативными актами, его высшую юридическую силу. В отношении толкования это верховенство проявляется в том, что смысл подзаконных актов понимается и объясняется в точном соответствии с законом. Толкование права представляет собой сложное, комплексное явление. Важнейшим результатом процесса толкования является - уяснение и разъяснение правовых норм. Это необходимый подготовительный этап, предпосылка для правильного решения конкретного дела, проведения кодификационной работы, составления собраний и картотек законодательства, учета нормативных актов, издания акта - разъяснения нормы права и т. Это деятельность определенных органов и лиц, имеющая самостоятельное и специальное значение. Ее цель - обеспечить правильное и единообразное осуществление толкуемой нормы во всех случаях, на которые она рассчитана, устранить неясности и возможные ошибки при ее применении. Толкование-разъяснение обязательно должно быть зафиксировано либо в форме официального акта государственного органа или иного органа, наделенного властными полномочиями, либо в форме даваемых общественными организациями или отдельными лицами рекомендаций и советов, не имеющих формально обязательного характера. Таким образом, в первом случае речь идет о различных приемах уяснения норм права - текстовом, систематическом, историко-политическом. Здесь же нужно говорить о тех результатах, к которым приходит интерпретатор, использовав все приемы уяснения буквальное, распространительное и ограничительное толкование. Во втором случае рассматриваются такие виды толкования, как официальное, которое может быть нормативным и казуальным, и неофициальное. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Абдулаев Теория государства и права. Теория государства и права. Теория государства и права. Теория государства и права: Учебник для вузов. Теория государства и права. ФИЛИАЛ НОУ ВПО « Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права » в г. Теория государства и права. Теория государства и права. Для подготовки данной темы необходимо обратиться к работе Толкование права: новые подходы к методологии исследования. Цель толкования состоит в том чтобы выявить точный смысл юридических правил правовых предписаний содержащихся в нормативноправовых актах. Объектами толкования таким образом выступают юридические нормативные акты как письменные актыдокументы содержащие нормы права и здесь тебуется как бы проникнуть через форму объекта к его содержанию и сути. Реализующее действие права в полной мере проявляется там где оно нашло свое позитивное выражение. В российском правоведении различные аспекты процесса реализации права нашли отражениев работах ряда авторов Дюрягин Понятие и основные формы реализации права. Необхідний аналіз право реалізаційної діяльності в різних аспектах, адже шлях від створення закону до втілення його приписів у поведінку людей є дуже складним 3212. В своей повседневной жизни люди руководствуются правом, моралью, привычками, нравами, обычаями и традициями, обрядами и ритуалами, требованиями этикета, приличиями, деловыми обыкновениями и т. Технічні норми регулюють діяльність людини повязану з використанням природних ресурсів норми витрати палива електроенергії води та ін. Соціальні норми регулюють відносини людей один з одним. Соціальні норми – правила поведінки загального характеру що складаються у відносинах між людьми в суспільстві в зв'язку з проявом їх волі інтересу і забезпечуються різними засобами соціального впливу. Марченко, «нормы материального права регулируют экономические, политические, социальные, идеологические иные материальные отношения… процессуальные нормы права закрепляют лишь процессуальные формы процедуру, правила, порядок осуществления и защиты, предусмотренных материальными нормами права» 771. Понятием защита авторских прав охватывается совокупность мер направленных на восстановление или признание авторских и смежных прав и защиту интересов их обладателей при их нарушении или оспаривании. Законодательство содержит достаточную регламентацию видов форм средств и способов защиты авторских и смежных прав. К сожалению не все возможности заложенные в нормах права реализуются на практике.

  Комментарии к новости 
 Главная новость дня Главная новость дня 
Автобус 400 речной вокзал зеленоград расписание
Правила однокоренных слов 2 класс
Бмв 530i технические характеристики
Эльдорадо в ногинске каталог товаров
Фаина раневская цитаты и афоризмы про мужчин
Бланк для получения загранпаспорта
Расписание автобусов красный сулин ростов на дону
License key not found перевод
Правила поведения на деловых приемах
 
 Эксклюзив Эксклюзив 
Карта сайта
Эконом саратов расписание
Закон об инсайдерской информации
Способы нанесения маркировки
Значение слова добрый
Знак задиака дева
Регламент представительного органа местного самоуправления